Например,  чехол
Например,  чехол
+7(931)105-07-97
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Москва, ул. Кантемировская 64с3
без выходных пн-вс 11:00-21:00
  • Главная
  • Блог
  • Виды сертификаций мотошлемов - обзор ECE, DOT, Snell, SHARP и FIM

Виды сертификаций мотошлемов - обзор ECE, DOT, Snell, SHARP и FIM

19 апреля 2020
33957
3
7 минут на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

Сертификация мотошлема, что мы об этом знаем? Если спросить обывателей, то ответы будут примерно такими:

- Это то, что подтверждает уровень безопасности шлема.
- Сертификация подскажет, какие нагрузки сможет выдержать мой шлем.
- Сертификация определяет, где и как я могу использовать свой шлем.

Ярлычок на шлеме сообщает, какому именно стандарту безопасности он соответствует - DOT, Snell, SHARP или ECE 22.05/ECE 22.06? При этом шлем может одновременно соответствовать нескольким стандартам, что определенно на руку владельцу.

Встречается мнение, что стоимость шлема зависит от того, какой сертификацией он обладает. Так ли это?

Что такое сертификация FIM и правда ли, что она может появиться на обычных мотошлемах?

Резюме:

Если коротко сравнивать наиболее распространенные сертификации, то все они проводят экспертизу на ударопрочность, истирание, посадку шлема на голове, надежность застежек, вытягивание ремней и их прочность, обзорность и:

  • Тест на проникновение - DOT и Snell
  • Тест на противостояние агрессивным химическим средам - Snell и ECE R22.05
  • Легкость снятия шлема - Snell и ECE R22-05
  • Тестирование подбородной дуги - Snell и ECE R22-05

Считается, что при силе удара в 200-250G человек получает тяжелые черепно-мозговые травмы, но при которых можно выжить. При силе удара в 300-350G говорят о критических ранениях, которые не оставляют шансов на выживание. Все сертификации охватывают диапазон в 300-400G, которые должен выдержать мотошлем.

Экспертиза учитывает возможные изменения при повышенных и пониженных температурах, поэтому во время тестов шлем изучают в разных условиях.

На просторах Америки наиболее распространены сертификации DOT и Snell. В Европейских странах используется ECE R22.05, который признается 47 странами. При этом DOT не противоречит стандарту ECE R22.05. Часто шлемы поставляемые в Европу из Америки имеют две сертификации, чтобы не нарушать законов о безопасности. 

ECE 22.05/ ECE 22.06

В предыдущей статье мы подробно рассмотрели особенности этой сертификации и ее грядущего обновления. На данный момент ECE 22.05/ECE 22.06 является наиболее полной системой тестирования. Она объединяет многие приемы из других рейтингов, что выводит ее в топ среди прочих.

"Сертификация ECE 22.05 обновляется. Чего ждать от ECE 22.06?"

Важным моментом является тот факт, что шлемы получают сертификацию до выхода на рынок, а это значит, что покупая шлем с ярлычком  ECE 22.05, вы можете быть уверены - шлем уже проходил все необходимые экспертизы.

DOT

Американский стандарт безопасности для дорог общего пользования появился в далеком 1985 году. Это стандарт департамента транспорта, за которым следит Национальное Управление безопасности дорожного движения (NHTSA).

Производители сообщают контролирующим органам, что их шлем соответствует стандарту DOT. Если во время контрольной закупки и последующего теста выяснится, что некий шлем не проходит по показателям, то производителя ждут крупные штрафы и отзыв продукции. То есть если европейский стандарт тестирует шлемы перед выпуском, то DOT - стандарты, за которыми следят в первую очередь производители. Естественно, если у какого-либо производителя в партии находят бракованный шлем, такой же шлем из этой партии уже может быть продан. Вот что пугает в этой сертификации покупателей.

Информацию о тестах можно получить в открытом доступе на сайте Национального Управления безопасности дорожного движения США, которое публикует отчеты своих проверок.

Опасаться стоит только тем, чей шлем кроме DOT не имеет никакой другой сертификации, а производитель еще не заслужил честного имени.

Шлем проверяется на защиту от ударов путем падения с заданной точки высотой почти в два метра на круглую, а потом на плоскую наковальню. Силу удара фиксируют датчики. Оценивается насколько плотно сидит шлем после столкновения. Приверженцы DOT считают, что поглощение силы удара и рассеивание энергии важнее, чем сопротивление удару. В этом есть здравая логика.

Дополнительно существует тест на проникновение, когда шлем в прямом смысле слова – протыкают.

Snell

Частная некоммерческая организация Snell Memorial Foundation (SMF) разработала свои стандарты безопасности. Сертификация Snell - не обязательна, носит добровольный характер, но признается на международном уровне. Она была разработана и названа в честь мотогонщика Уильяма «Пита» Снелла, погибшего из-за травмы головы, потому что его шлем в 1956 году был далек от современных.

Тестирование начинается с проверки посадки шлема. Однако критерии не такие жесткие, как у ECE 22.05, но строже, чем DOT. На проворачивание теста нет, достаточно, чтобы шлем не снимался с манекена.

«Ударный» тест проверяет на запас прочности по средствам падения шлема с высоты на округлую и плоскую наковальню, имитирующие удары о разные поверхности. В том числе на прочность тестируется и подбородочная часть интегралов. 

 
Хочу рассказать про один интересный момент в экспертизе, правда, он касается только профессиональных гоночных шлемов. Их тестируют на огнеупорность, проверяют при помощи пропанового пламени температурой около 790 градусов Цельсия.

 SHARP

Safety Helmet Assessment and Rating Programme - британская система оценки, которая выставляет оценки по своему рейтингу. SHARP проверяет уже сертифицированные шлемы, а это значит, что экспертиза лишний раз подтверждает безопасность шлема. Как так вышло?

Когда Великобритания вошла в состав ЕС, она согласилась со стандартами ECE 22.05, которые действуют в странах Европы. Ранее британские шлемы оценивались рейтингом BSI.

Так появился новый рейтинг, но вопросов к нему много. Неожиданно, бюджетные шлемы получали пять звезд в результате тестирования в то время, как брендовые и профессиональные – только четыре или даже три. Основателей рейтинга даже обвиняли в маркетинговом ходе и неточности критериев.

Для тестирования делается контрольная закупка в обычных розничных магазинах. Шлемы проверяются на соответствующего размера болванке. Нужно заметить, что модель головы используется твердая, а не биометрическая, как планировалось изначально.

 «Ударный» тест включает в себя удар плоской и угловатой поверхностью, имитирующей бордюрные камни. Удары наносятся на основные травмоопасные места с возрастающей силой. Дополнительно оценивается трение по абразивной поверхности.

Из-за тестирования бокового удара некоторые производители выпустили ряд шлемов с учетом требований  SHARP. Из-за этого у таких моделей замечено ухудшение бокового обзора. К слову, это называют одной из причин, по которой бюджетные модели получали высокие оценки -   более жесткие края в минус обзору. Кроме того, это тестирование не учитывает удар в подбородок.

От теста на проникновение они отказались, так как считают, что это не самая опасная причина травматизма. 

Международная федерация мотоциклистов (FIM)

В 2019 году Международная федерация мотоциклистов  - орган тестирующий экипировку для MotoGP, Moto2 и Moto3 - сообщила об увеличении стандартов безопасности. Кроме того, FIM потребовала, чтобы каждый шлем, который соответствует этим стандартам, был доступен для любого другого мотоциклиста на улицах города.

У FIM есть преимущество, которого нет у других сертификаций – реальный опыт мотогонок. Федерация с высоты своего опыта планирует установить планку выше существующих стандартов Snell, ECE и JIS (японский стандарт безопасности).

Да, здесь тоже будут учитываться лобовые и косые удары, истирание и устойчивость. Известно, что MIPS или EPS-вкладыши пока не являются обязательным пунктом для получения сертификации. Первым отличием станет тестирование на повышенных скоростях, на которых обычный мотоциклист в городе ездить будет вряд ли. Но кому от этого хуже?  

Важное отличие, из-за которого все заинтересовались новым рейтингом – тестирование в зависимости от размера шлема. Это очень интересная тема для рассуждений, потому что разница в подходе у разных сертификаций заставляет специалистов серьезно спорить. Оценка влияния силы удара на мозг человека должна быть основана на тестировании в прямой зависимости от размера шлема и объема головы.

В сети встречаются споры, дескать, как при одинаковых условиях тестов не учитывается большая или меньшая площадь шлема… и дальше – расчеты, споры, пена у рта…   

Пока речь идет о тестировании интегралов с застежкой D-кольцо. Отдельно планируется запустить тестирование шлемов, предназначенных для бездорожья. Но уже сейчас понятно, что цена за такой шлем для городского мотоциклиста будет серьезной. 

Так влияет ли сертификация на цену шлема?

Давайте размышлять здраво. Цена шлема складывается из многих факторов, но основными всегда будут материалы и трудозатраты. Шлем с допуском от FIM стоит бешенных денег по меркам обычных гражданских водителей не потому, что его проверяла Международная федерация мотоциклистов, а потому что это шлем для профессиональных мотогонок. Шлем с сертификацией одного только DOT может быть бюджетнее, нежели DOT +  ECE 22.05/ECE 22.06, а может и не быть.

Шлем из не особо первоклассных материалов тяжелее, менее комфортный, менее вентилируемый, но он все равно будет надежным как кирпич. Правда, аэродинамика тоже будет как у кирпича, скорее всего. Бюджетный шлем может пройти сертификацию ECE 22.05 и не стоить как космолет. Но будет ли в нем так же удобно, как в шлеме с той же сертификацией, но из других материалов - более легких? На стоимость шлема сказывается в том числе материал подкладки, множество плюшек, которые придумал производитель для комфорта. 

На примере сертификации SHARP, которая выставила высокие оценки бюджетным шлемам, можно утверждать, что безопасный шлем может иметь разные ценовые категории. Это не сертификация делает шлем дорогим, а то, насколько безопасным и комфортным делает его производитель.

Комментарии
без выходных пн-вс 11:00-21:00