Собственно, мотоцикл отличается своей универсальностью. При желании любой инженер может добиться совершенно разных характеристик, меняя ряд функциональных узлов. Одним из важнейших составляющих в определении характеристик мотоцикла становится вид протектора резины. Это не шутка, а очень серьезный вопрос. Моторезина в современном мире делится на такое количество подразделений, что разбираться в ней можно сутки на пролет.
Логика классификации протектора мотошин:
- Характер езды, условия эксплуатации
- Сезонность
- Мощность двигателя
- Симметрия и направленность
Мотошина обязана отвечать стандартам своего типа мотоцикла, чтобы наилучшим образом отрабатывать в боевых условиях.
Протектор шин складывается из рисунка, который получается в следствии формы и глубины водоотводящих канавок. Чем меньше канавок, тем лучше сцепление в сухую погоду. Отсюда появляется первый вид моторезины — гоночные слики.
Слики
Идеально гладкая резина, суть которой максимальное сцепление с поверхностью трека. Водоотводящие канавки такой резине не нужны, так как заезды планируются в сухую погоду, на влажном покрытии такая резина будет проскальзывать и терять сцепление. Поэтому на гоночной резине в город выезжать никто не рекомендует, это сугубо спортивная трековая специфика, которая имеет ряд ответвлений со специализированной нарезкой канавок, под необходимые условия типа дождя, ограничения по мощности и уровню пилотирования на треке.
Дорожно-спортивная резина
Протектор такой резины имеет необходимое количество канавок, чтобы не свести пилота в кювет при первом легком дожде или росе на дороге. Эта резина имеет достаточно быструю скорость прогрева, чтобы пилот смог разогреться в дороге, а не проводить танец с бубном и грелкой, как профессиональный трековый пилот. Однако за скоростные способности приходится расплачиваться маневренностью при дожде. Протектор не спасет пилота городского спортбайка даже при среднем дожде, колесо не будет справляться с влагой, дождь придется пережидать. К слову, эта резина более живучая, нежели трековая, так как рассчитана не на пару кругов заезда, а на езду весь сезон.
Дорожная резина
Уже в названии все сказано. Такая резина создается с максимальным комфортом для езды по дорогам общего пользования. Она не подразумевает штурма песчаных гор или ныряние в грязевые ванны, она не сделает вас первым среди гонщиков RSBK. Ее протектор четко выверен, чтобы вы спокойно доехали из точки «А» в точку «Б» при любой погоде с максимальным сцеплением на асфальте. Большое количество канавок, но не очень глубоких, так как высокий рельеф уже ближе к туристическим моделям, которые сходят с накатанного автобана в поисках приключений на грунтовые дороги.
Туристические и вседорожные протекторы
Сюда относится все, что уже перевалило за простые городские протекторы, но не выросло по злобе рисунка до внедорожного характера. Туристические и вседорожные варианты отличаются повышенной выносливостью, так как выдерживают нагрузку не только мотоцикла с пилотом, но и кучу необходимых в путешествии вещей. Протектор меняется на четкий рисунок, способный одинаково успешно помогать мотоциклу на простых дорогах и за их границами.
Внедорожная резина и спортивная резина кросс/эндуро
Самая «злая» резина из всех, так как имеет ярко выраженный протектор, который будет беспощадно выгрызать землю и выталкивать вас из грязи, песка и всего того, что может попытаться вас остановить. Такая резина не рассчитана на езду по гладкому асфальту, так как ее сцепление с ровной поверхностью минимально. Этой резине подавай почву, за которую она будет цепляться выпуклым протектором.
Конечно, эту первичную классификацию можно делить до бесконечности. Но мы выделили основные показатели и этого пока достаточно.
Сезонность
Да, у мотоциклов тоже есть сезонность в выборе резины. Относится это в первую очередь к туристам, которые даже в межсезонье дома не сидят и к экстрималам-спортсменам, которые и зимой погонять любят. Для таких мотошин используется более сильный каркас и более эластичные сплавы резины. Отдельным пунктом идет наличие шипов.
Мощность двигателя
- Есть ли разница, какая мощность двигателя? Разве мало характера езды, для выбора протектора?
- Мало.
Для малокубалатурных мотоциклов есть своя резина, если не трогать кроссы и эндуро, а рассматривать скромных городских представителей и скутеры, то для них есть протектор который нацелен на износ (часто торможение, не всегда правильное) и защищен от большого количества ударов (маленький вес мотоцикла/скутера не способен быстро гасить удары от глубоких ям или наезда на препятствия). Сам рисунок протектора не будет отличаться ярко выраженным характером, так как езда у таких мотоциклов обычно тихоходна и происходит в рамках города.
Чем больше кубалатура мотоцикла, тем большие скорость и вес должна выдерживать резина.
Симметрия и направленность
Это инструмент для улучшения характеристик, симметричные и направленные рисунки протектора самые лучшие для езды на мокром или скользком покрытии, в условиях резкой спортивной езды.
Симметричный рисунок без направления — стандартный набор для простых дорожных заездов.
Асимметрия без направления подходит для повышенных нагрузок, а вот асимметрия с направлением рисунка протектора — редкий и узконаправленный вариант, который необходим для достижения четко поставленных целей на отдельно взятом куске маршрута.