+7(931)105-07-97
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Москва, ул. Кантемировская 64с3
без выходных пн-вс 11:00-21:00

Торможение и блокировка колеса

23 февраля 2018
11945
2
4 минуты на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

О приемах торможения информации полно, а вот что касается блокировки колеса и вашего поведения в этот момент информации не так много. Что-то освежим в памяти, а что-то примем к сведению.

Для начала нужно учитывать, что каким бы первоклассным асом вы не были, а четко представлять поведение мотоцикла в момент торможения экстренного и обычного жизненно важно.

- Как получить это представление? - спросите вы.

Логично, что только путем проб и ошибок, но только очень прошу вас, давайте набивать шишки не в трафике городских улиц! Вы купили мотоцикл, первое что значится после тысячи необходимых дел по осмотру, постановки на учет и, возможно, замене расходников — привыкнуть к нему. Так вот, основными вещами в тренировке будут ощущение баланса нового мотоцикла, привыкание к сцеплению и возможностям тормозов.

Потренируйтесь на отдельной площадке останавливаться плавно и резко. Вы просто обязаны знать поведение мотоцикла в такие моменты, когда-нибудь это может спасти вашу и чужую жизнь.

Итак, вот вы оценили свои тормозные колодки, даже приучили себя держать пальцы на рычаге тормоза (а если до сих пор нет, советую привыкать так ездить), пора запоминать следующие истины. Важно, что мотоцикл более эффективен в торможении пока он находится в строго вертикальном положении. Все песни о том, что вы не успели затормозить и поэтому за триста метров до препятствия решили бросить мотоцикл, спрыгнуть с него и смотреть ему в след, как он таранит чью-то «тойоту» — признак неумения работать с тормозами.

Мотоцикл делится на две части — переднюю и заднюю из-за особенностей конструкции и подвески, соответственно, у него раздельные тормоза. Сделано это не для того, чтобы пилотов озадачивать, хотя иметь одну педальку на оба колеса было бы, возможно, проще.

Основной тормоз в простой езде без экстренных ситуаций — передний, но чем больше масса вашего мотоцикла, тем важнее для него использование заднего тормоза. Особенно это касается чопперов.

И еще одна тонкость: у длинных мотоциклов задняя подвеска разгружается медленнее и не так основательно, как на коротких, поэтому у них больше возможностей для торможения задним колесом.

На пальцах: там где короткий спортбайк при торможении передним колесом перейдет в стоппи или лоусайд, чоппер на тех же условиях просто за счет своих габаритов и длинны физически не сможет перейти на стоппи. Да, клевковый эффект никуда не убежит при выжимании переднего тормоза, как не крути, вилка принимает смещенный баланс и проседает. У коротких мотоциклов возможно отрывание заднего колеса из-за этого, а значит, теряется драгоценное сцепление, даже при желании подключить задний тормоз. Зато длинным мотоциклам такие истории не грозят, на экстренном торможении они устойчивее, тем более если вилка имеет вынос вперед. Она просто просядет и все. Заднее колесо не оторвется от поверхности дороги, а у водителя останется возможность форсировать события задним колесом.

Почему так не любят задний тормоз?

Как сказать не любят... Зависит от класса мотоцикла и характера езды. Что норма для тяжелого и длинного чоппера - шок для мега чуткого спортбайка.

Именно из-за блокировки колеса во время торможения, задний тормоз так боятся использовать. На самом деле - зря. Если принаровиться и прислушаться к мотоциклу, можно научиться ездить на грани блокировки, это слышно по звуку покрышки или чувствуется по появившемуся легкому вилянию заднего колеса.

Больше того, открою великую тайну. В действительно черный день, когда на скорости вы начнете прощаться со всем миром от страха, что не успеете остановиться за секунду до...инстинктивно 90% водителей выжимают тормоза на полную, срывая заднее колесо в юз и не находят в себе смелости, отпустить задний тормоз. Даже если это будет правильно. Блокировка колеса становится помехой, делает мотоцикл менее управляемым, пилот паникует и падает.

Что же делать, когда заднее колесо заблокировано?

Если вам повезло поймать момент, когда еще не все потеряно и можно дать колесу раскрутиться снова, то ПЛАВНО отпускайте тормоз. Когда колесо заблокировано слишком долго, вас начинает водить по дороге, все что спасет вас кроме дьявольского самообладания — балансировка и управление передним колесом. Вспоминаем первую аксиому о том, что мотоцикл обязан находиться в вертикальном и прямом положении, поэтому с блокированным задним колесом нам именно к этому и нужно стремиться. Передним колесом стараемся удержать ровное положение. В идеале потренировать навык управления передним колесом с блокированным задним, чтобы понимать поведение мотоцикла в такой ситуации и оказаться в 10% водителей, которые таки смогли совладать с ситуацией.

Блокировка переднего колеса, вот это беда, когда вы теряете баланс или находитесь в повороте. Если блокировка кратковременная, то вы еще можете успеть дать колесу раскрутиться и не дать перейти блокировке в срыв. Срыв переднего колеса - практически всегда падение, так как рулевая колонка тут же заворачивается в бок, мотоцикл продолжает движение по инерции, толкает вас вперед и не дает возможности вернуть ось колеса в прямое положение.

Вывод:

  • Работа тормозом обязана быть плавной в зависимости от ситуации. Резкое выжимание переднего или заднего тормоза может привезти к блокировке и срыву колеса
  • Блокировка колеса менее опасна при вертикальном положении мотоцикла и прямом положении колес
  • С блокировкой заднего колеса можно справиться, блокировка переднего колеса опасна неуправляемым срывом
  • На длинных мотоциклах безопаснее производить экстренное торможение на грани блокировки, так как они более устойчивы за счет конструкции
Оцените статью
5 оценок
Комментарии
  • из Казани 7 января 2019, в 6:26
    ассс пишется с четырьмя "с" :)
  • 7 января 2019, в 17:32
    Мне очень приятно, что вы так вкрадчиво читаете статьи, но слово "асс" использовано не просто так. Возможно, вам будет интересно узнать, что начиная со времен Гражданской войны на территории России с 2мя буквами "с"это слово писалось в значении "лихачей", а не просто мастеров своего дела. В книгах по применению в бою воздушных сил до середины 20века "ассом" называли летчика-истребителя, который сбил определенное количество воздушных единиц противника. Отсылка к книгам, когда понятие пилота-истребителя, как воздушного храбреца, только начиналось и значило больше, чем просто "мастер". Возможно, кроме словаря вы полюбите и историю, хотя не могу не согласиться, что современное написание потеряло одну букву.
без выходных пн-вс 11:00-21:00