Например,  чехол
Например,  чехол
+7(931)105-07-97
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Москва, ул. Кантемировская 64с3
без выходных пн-вс 11:00-21:00

Игра в баланс - скользячка

2 декабря 2017
8787
5 минут на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

Ею пугают всех начинающих и опытных мотоциклистов. О ней говорят новички и пилоты гоночных треков. Она та, из-за кого приходится покупать новый экип, чинить мотоцикл и зализывать раны. Еще не догадались?

В разговорном сленговом языке плотно прижилось понятие, описывающее падение с последующим скольжением. Именно от этого процесса трения техники и собственного тела под действием скорости родилось понятие «скользячка».

253911.jpg

Большинство мотоциклистов готовы до хрипоты спорить на разные темы, от преимуществ кардана над цепью, до влияния формы зеркал на аэродинамику, но не все хотят обращать внимание на то, как много разных понятий объединяют в одно слово – скользячка. А ведь понимание механики процесса падения может спасти от глупых ошибок.

Предлагаю вам дискуссию, чтобы разложить по полочкам некоторые термины, так часто смешиваемых в одно.

Падение с мотоцикла, это всегда потеря баланса. Когда мы теряем его на скорости, это происходит по многим причинам. В английском языке есть два полезных термина:

  • Highside (хайсайд)
  • Lowesider (лоусайд)

Хайсайд

Отличается перелетом через мотоцикл. Ихмо – пилот выбрасывается из седла в следствии резкого восстановления сцепления заднего колеса с поверхностью. Основные травмы получают именно от удара об асфальт или при падении на мотоцикл. 

a0a62868d3adbf42dfe4b64bfe0c660c.jpg

Смысл в том, что водитель по инерции падает впереди мотоцикла, а тот тут же следом. Это значит, что кроме первых ранений реально получить в довесок сильнейший удар от мотоцикла, который в силу собственного веса неизбежно догонит пилота. Здесь в основном страдают руки, ноги, спина. Дело в том, что когда пилота подкидывает, велика вероятность зацепиться за руль или зеркала. Кроме этого, руки страдают чаще всего. Потому что при любом падении вперед, человек инстинктивно выставляет руки перед собой, пытаясь хоть как-то ориентироваться в пространстве и остановить калейдоскоп из асфальта, неба и мельтешащих машин/мотоциклов. Для этих целей на ваших перчатках всегда максимум усилений на боковых частях ладоней, а иногда и сшитые вместе мизинцы с безымянными пальцами.

Если вам не повезло, то груда железа, которая когда-то была вашим мотоциклом, догоняет всей своей массой в спину. Поэтому при падении нужно уйти с траектории мотоцикла в сторону. 

Лоусайд

Это то, что в 99% понимают под классической скользячкой. Типичное падение на бок с последующим стиранием всех частей тела и пластика о дорожное покрытие. В Лоусайд частенько падают при попытке пройти поворот, когда нет возможности справиться с ситуацией и легче положить мотоцикл на бок, чем оказаться выкинутым центробежной силой, в него же перескакивают из хайсайда, что менее травмоопасно. При падении лоусайд мотоцикл заваливается, скользит по инерции, а пилот буквально тащится следом.

В данном случае ваши травмы будут вызваны скольжением. Если в момент падения мотоцикл не зажал вашу ногу, то вам необходимо как можно больше удалиться от мотоцикла, всячески цепляясь за асфальт/песок, чтобы не влететь в груду железа, когда она остановится.

ec68858aaacae8691a55f3082270d3cd.jpg

При лоусайде сильно страдают колени, локти и плечи. Отдельной темой проходит голеностоп. Если на вашем мотоцикле нет защитных дуг и вообще у вас май, поэтому вы выехали в сланцах…сочувствую. Уходя в скользячку, многие рефлекторно пытаются спасти ситуацию поиском точки опоры на ногу, тут то и оказывается, что с инерцией не поспоришь.

Юз

Это понятие мы используем в контексте торможения. Мол выжал я тормоз, а колесо заблокировалось и пошло юзом. Важно понимать, что юзом мы двигаемся только по прямой, потому что когда так происходит, потери сцепления покрышки с поверхностью дороги - нет. Нас начинает водить, может проявиться так называемый «воблинг», а дальше три варианта развития событий:

  • Резкая стабилизация, если мы отпустили тормоз, например, моментальное сцепление колеса и пилот уже ласточкой вылетает с насиженного места.
  • Замедление скорости, как следствие - падение на бок.
  • Вовремя сориентировались, отделались испугом и пачкой валидола.

Если мы говорим о падении в повороте, то это или ЗАНОС, когда одна из осей отклонилась от нормы, или СНОС, когда оба колеса потеряли сцепление с поверхностью. 

bc85a20cc3867899a7020b990e8ffa45.jpg

Оговаривать действия в подобных ситуация, я пока не буду, по той причине, что они всегда упираются в частные случаи связанные с:

  • Работой тормозом
  • Работой газом
  • Оценкой дорожной ситуации при маневрах

Отдельно хочу сделать акцент на понимании, что любые падения связаны не только с действиями пилота, но и с конструкцией самого мотоцикла. Важно понимать, почему в одних случаях вас может буквально катапультировать с мотоцикла, а в других торможение приведет чуть не к отрыву заднего колеса, и вы снова броситесь в объятия асфальта.

Конструкция любого мотоцикла, это не просто баланс двигателя с пилотом между колес. Амортизация на переднее и заднее колесо, вот где собака зарыта. При резком открытии газа, вы физически увеличиваете нагрузку на заднее колесо, в результате центр тяжести смещается назад. Вы будто проседаете, потому что задние амортизаторы  принимают удар на себя. Отсюда и рождается сила для броска пилота в хайсайде. Выжимая передний тормоз, вы воздействуете на переднюю вилку, она сжимается от смещения центра тяжести.

Бытует наивное мнение, что скользячка, она же "асфальтная болезнь", чума водителей спортбайков. Дескать, если я крутой водитель на чоппере, то падение хайсайд мне не грозит. На самом деле механика падения везде одинакова, различные только последствия в зависимости от сопутствующих факторов: скорости, дорожного покрытия, уровня экипированности. Да, у чоппера могут быть защитные дуги, которые изрядно сэкономят на ремонте техники и вашем лечении. Но ведь и у спортбайка также могут быть каркасы безопасности, если не дуги, то клетки, защищающие двигатель. Они, к слову, набирают популярность среди городских гонщиков. По мне, так водители эндуро или любители кроссовых мотоциклов имеют дело с падениями больше других. 

Игра в баланс в момент движения, вот чем занимается каждый пилот без исключения. Инженеры проделали огромнейший труд, чтобы создать прекрасный и опасный предмет технического искусства, главным козырем которого является именно баланс. 

Оцените статью
3 оценки
Комментарии
Пока нет комментариев
без выходных пн-вс 11:00-21:00