Вы знаете, что каждый класс мотоциклов отличается своим индивидуальным списком травм? Отсюда такие отличия в подборе экипировки, отдельные линейки и дополнительные проработки. Упор делается не только на удобство использования, но и на защиту наиболее уязвимых частей тела. Глупо отрицать, что характер езды, цель владения мотоциклом, опыт водителя и сам мотоцикл влияют на травматизм.
Разделение мотоциклов на классы, которые к слову в современности сплошь и рядом имеют размытые границы из-за любви к экспериментам и любопытным сочетаниям конструкторских идей, заставляет обращать внимание на посадку и эргономичность мотоцикла. Нам сейчас это пригодится, чтобы понимать взаимосвязь между травмами и классами мотоциклов, поэтому советую заранее заглянуть в такие статьи как:
"Эргономика мотоцикла - что это такое?"
"Посадка и распределение веса - половина успеха хорошего мотоциклиста"
А теперь пару слов об экипировке и травмах, в зависимости от класса мотоцикла.
Спортивные мотоциклы
Класс мотоциклов из-за которых обычные пешеходы постоянно ассоциируют любой мотоцикл с дикой скоростью, азартом и...внезапной смертью. Если обратить внимание на статистику, то оказывается, что среди любителей спортбайков на травмы больше всего влияют:
- Специфическая посадка — поза эмбриона
- Особенности подвески на многих моделях мотоциклов
- Повышенная скорость
Вы не замечали шуточки про задранный хвост у мотоцикла, дескать просто подними подвеску и вот тебе спорт? Если вы ездили на спортивных мотоциклах, то ощущали, что иногда посадка крайне неудобная, будто падаешь вниз иногда. Поза эмбриона, в которой на большой скорости пилот буквально головой таранит препятствие, кричит о возможных травмах. Шлем мотоциклиста с такой посадкой должен быть гораздо лучше, чем просто хорош. Ныряние головой в аварию ведет за собой тяжелые травмы черепа, шеи, плечей и грудной клетки. Не верите? С подобной посадкой маневрировать с ровной спиной будет проблематично, ведь они рассчитаны на лежачую позу. Травмы рук, кистей... помните, почему так часто на перчатках бывают сшитые мизинец и безымянный палец?
После падения на большой скорости с инерцией трудно спорить. Именно у фанатов спортивных байков в экипировке можно отыскать изрядное количество слайдеров, помимо стандартного набора защиты. И конечно же основной упор профессионалы делают на кожу, как более устойчивую к истиранию. Хотя нужно отдать должное современным разработкам, которые тоже на месте не стоят.
Чопперы/круизеры
Отличительной чертой травм этого класса мотоциклов можно считать кардинальную разницу входа в ДТП. Если на спортивных мотоциклах человек врезается головой из-за лежачей посадки, то на тяжелых мотоциклах посадка обратная и водитель въезжает вперед ногами. Вспомните самые вальяжные мотоциклы, которые можно отнести к чопперам или близким к ним, выносы подножек очень удобные после спортивных, часто высокий и широкий руль, едешь как царь горы.
Логично, что в топе травмы рук и ног, а так же таза и области живота. Потому что в случае аварии, после столкновения водитель налетает на бак и руль. Опрометчиво отказываться от дополнительной защиты ног или носить куртку без защитных вставок. Жилеты у этих парней и девушек в тренде не просто так.
Классические и туристические мотоциклы
Посадка на подобных мотоциклах преимущественно прямая или максимально удобная для управления мотоциклом при дальних заездах, утомительном простое в пробках. Городские райдеры не зря так любят комплекты защиты с опорой на вставки или черепаху, потому что главный враг для них — асфальт. Бич мотоциклистов в городе — боковые удары и ДТП по касательной, с дополнительным бонусом в виде скользячки, но уходят в нее на меньших скоростях, нежели среди спортивных фанатов. Водители туристических мотоциклов не прочь пошалить на трассе, но в основном их травмы близки к травмам горожан. Это падения на бок. Отсюда травмы суставов, отбитые плечи, локти, колени и голеностоп, сдавливания и трение об асфальт, гравий, песок.
Кросс/эндуро/питбайки
Маленькие дикие злюки — вот как характеризуют эти мотоциклы. С травмами и экипировкой для них в целом все ясно, максимум защиты для ног и голеностопа, защита на суставы плюс черепаха, и только маньяк сядет на эти мотоциклы без шлема! Нет смысла отрицать травмоопасность, здесь падают под всеми возможными физикой углами.
P.S.
Относительно травм хочется отдельно заметить, что при столкновении с другими предметами серьезную роль играют габариты. При высоком кузове машины (особенно у грузового транспорта) на лицо имеем травмы верхней части тела с сильными поперечными границами удара. Почему? Как на счет того, что в подобных случаях мотоцикл прямо-таки уходит под кузов, а если не уходит, то очень некрасиво падает на бок под острым углом, зажимая ногу хозяина, в то время, когда он еще в шоке от столкновения.
Если габариты объекта, с которым произошел инцидент не велики, то страдает грудная клетка, область живота и бедра, потому что удар приходится в корпус, мотоцикл не забивается под кузов, а значит не оставляет на теле таких ярких поперечных травм.
Отдельно хочется напомнить, что при езде с пассажиром в авариях он будет самым уязвимым человеком потому что:
- У пассажира редко бывает полный комплект защиты
- Пассажира почти всегда сбрасывает с мотоцикла при авариях из-за его крайнего положения на сиденье и невозможности полноценно держаться
- Пассажир редко имеет достаточно опыта, чтобы правильно себя вести в аварийной ситуации
- Пассажир вообще никак не управляет ситуацией и теряется при аварии в своих действиях, паникует
Напомню вам статьи "Что нужно знать о езде на мотоцикле с пассажиром?" и "Что делать при падении с мотоцикла?".